Renault Suzuki Hyundai volkswagen Авто с пробегом



    Главная / Автостатьи / Полезные автозаметки / Интересные особенности запуска двигателя при низких температурах. Часть 2

    Все новости Autowin.ru  Добавить в Яндекс.Ленту  Добавить в Google Reader  Twitter  Мы ВКонтакте  Google +1  Facebook
    07-12-2009



    Просмотреть все фото

    Интересные особенности запуска двигателя при низких температурах. Часть 2

    В первой части мы рассмотрели наиболее общие вопросы и рекомендации. Теперь остановимся на конкретных особенностях холодного запуска инжекторных и карбюраторных бензиновых двигателей.

    С карбюраторными двигателями несколько проще. Карбюраторы остались на хорошо известных нам ГАЗах, ВАЗах, Москвичах и УАЗах. Эти машины за многие годы россияне научились заводить в любой мороз и в любую жару. Перед зимней эксплуатацией надо отрегулировать карбюратор, обратив особое внимание на правильность работы пускового устройства, системы холостого хода, откорректировать качество смеси. Преимущество карбюраторных двигателей в том, что у них не заливает свечи бензином при холодном пуске. Однако, из-за переобогащенной смеси свечи зажигания быстрее загрязняются и, следовательно, их надо чаще проверять, при необходимости очищать или менять. Так же необходимо проверить и отрегулировать начальную установку угла опережения зажигания. Опытные автомобилисты сделают без труда это сами, да и на некоторых СТО ещё остались специалисты, которые качественно отремонтируют и отрегулируют не только отечественные, но и иномарочные карбюраторы.

         Инжекторные двигатели, безусловно, гораздо совершеннее  карбюраторных. Отечественные инжекторные двигатели хорошо адаптированы к нашему холодному климату,  поэтому неплохо заводятся при низких температурах. Инжекторные иномарки довольно часто не хотят заводиться в крепкие сибирские морозы. Большинство иномарок, которые попадают разными путями к нам в Россию, спроектированы и изготовлены в тех странах, где не бывает морозов ниже -25С. В системах управления современными инжекторными двигателями отсутствуют какие-либо ручные регулировки. Проще говоря, нет такого хитрого винтика, который можно крутить, добиваясь, чтобы двигатель «лучше» или «хуже» заводился. Вся программа управления двигателем и, в том числе его холодным пуском и прогревом,  заложена в электронном блоке управления. Очень сложно, или вообще невозможно, изменить программу управления двигателем, то есть перепрограммировать ЭБУ иномарок для более эффективного запуска двигателя при очень низких температурах. Но не надо расстраиваться. Если нежная, капризная иномарка боится наших морозов, то сибирским автолюбителям не страшны ни какие холода.  Иномарки, которых становится всё больше и больше, колесят по нашим дорогам даже в самые лютые морозы. Надо уметь правильно заводить двигатель на морозе. Теперь рассмотрим вопрос: «Что делать если двигатель любимого авто не хочет или не может заводиться при температуре, характерной для нашей зимы?» Допустим, что выполняются все четыре условия, описааные в первой части материала и необходимые для уверенной заводки холодного двигателя. Однако, мороз такой сильный, что двигатель никак не хочет заводиться. Причин может быть много, всех не перечислить. Есть одна общая, наиболее характерная причина, затруднённого запуска сильно замёрзшего двигателя: бензин заливает свечи. При прокрутке  двигателя стартером, инжектора по сигналу ЭБУ подают в цилиндры трёх – четырёх кратную, по сравнению с обычной, порцию топлива. Это необходимо, чтобы создать требуемую для холодного запуска переобогащённую топливовоздушную смесь. Если по каким-либо причинам эта переобогащённая смесь не воспламенилась от искры при первых оборотах двигателя, то при дальнейшей прокрутке бензин из этой смеси попадает на электроды свечи зажигания, проще говоря – заливает свечи. Двигатель с залитыми свечами заводить бесполезно. Как избежать этой неприятности и ряда других, будет рассказано ниже.

          Не бывает безвыходных положений. Представьте себе замёрзшую глыбу любимого железного коня, пронизывающий холод: -39С с ветром. В такую погоду хороший хозяин даже собаку…, но срочно надо ехать, так как ритм современной жизни диктует суровую необходимость: надо заводить! Если надо – будем заводить, но не любой ценой и не «крестьянским умом», а ,по научному; грамотно, спокойно, уверенно. Обязательно заведём, если всё сделаем правильно. Рассмотрим наиболее характерный вариант: автомобиль, подлежащий заводке, стоит на открытой площадке не далеко от дома. Вы чувствуете, что мороз крепчает. Начните с аккумулятора. Не поленитесь снять его, принести домой и поставить на ночь у батареи. Когда аккумулятор отогреется, его способность накапливать и отдавать энергию значительно повысится. Законы физики и химии говорят о том, что при той же температуре –24С подвижность ионов электролита уменьшается настолько, что аккумулятор практически перестаёт заряжаться от генератора при работающем двигателе. Конструктивно аккумулятор отделён и даже теплоизолирован от  двигателя. При коротких поездках он не успевает нагреваться под капотом автомобиля от работающего двигателя. Зимой аккумулятору приходится отдавать энергию в больших количествах: стартеру, фарам, отопителям и пр. Не плохо иметь зарядное устройство ,чтобы ещё и периодически подзаряжать аккумулятор. Тёплый аккумулятор увереннее прокрутит стартер при заводке и в дальнейшем полностью зарядиться от генератора.  Мороз не думает ослабевать. Чем еще помочь двигателю? Есть еще один старый верный способ: подогреть! Но не масло в поддоне паяльной лампой  (это полный анахронизм). Надо прогреть впускной коллектор, чтобы находящийся внутри коллектора воздух тоже немного прогрелся, что положительно повлияет на образование гомогенной топливовоздушной смеси, которая попадет в цилиндры двигателя и уверенно воспламенится. Этим способом пользовались еще наши деды при заводке   ЗИСов и ЗИМов. Подогреть впускной коллектор не так уж сложно. Ни в коем  случае нельзя применять открытый огонь! Прогревать надо горячей водой. Только вода может быстро и эффективно отдать тепло впускному коллектору. Достаточно налить из крана горячей воды в 5 или 10 литровую пластиковую канистру и упаковать ее в утепленный портфель или спортивную сумку, чтобы донести до стоянки или  холодного гаража.  Итак,     подойдя ранним морозным утром  к насквозь промерзшему автомобилю, весело, чтобы не замерзнуть, но без суеты, надо проделать следующие процедуры. Откройте капот, установите на место теплый аккумулятор, затяните клеммы. Выньте масляный щуп, чтобы проверить уровень моторного масла  и убедиться в его жидкотекучести. Если масло загустело так, что не стекает к кончику щупа в капельку, то надо подумать о его замене на более морозостойкое. Далее надо достать емкость с горячей водой и не  торопясь пролить впускной коллектор так, чтобы вода отдала как можно больше тепла коллектору и при этом не попала на генератор, ремни, свечи, провода и другие элементы системы зажигания. Если впускной коллектор закрыт защитной крышкой, то её можно снять и ездить некоторое время без неё. Совсем не страшно, если вода попадёт на форсунки или датчики, установленные на впускном коллекторе. После этого, как обычно, садитесь в машину и, без всяких дополнительных процедур, смело заводите двигатель. Не надо дополнительно включать фары или подгазовывать - всё это бесполезно. Необходимо проявить выдержку и хладнокровие, подержав ключ зажигания в режиме «старт» немного дольше обычного, дождавшись, пока двигатель уверенно раскрутится стартером и заведётся.

         Может случиться так, что с первой попытки двигатель не заведётся. Надо, не вылезая из машины, повторить попытку, предварительно проанализировав ситуацию. Наиболее вероятных причин неудачи может быть три:

    1. Недостаточная интенсивность прокрутки двигателя стартером. Это недостаточность чувствуется сразу, надо только угадать причину: застывшее масло или недостаточная энергия аккумулятора.

    2. Залило свечи. Причина наиболее вероятная. Но ещё не всё потеряно. Свечи можно просушить, продуть, прокалить, заменить. Об этом будет сказано далее.

    3. Какая-либо неисправность двигателя или в системе управления, которая не проявлялась до наступления сильных морозов. Например: слабо натянутый ремень ГРМ перескочил на несколько зубьев при первой прокрутки стартером.

    4. Перед повторной попыткой надо сделать минутную паузу, не нервничая, нажать до отказа педаль газа, включить стартер и провернуть двигатель 5-10 оборотов. При полностью открытой дроссельной заслонке ЭБУ автоматически включает режим продувки залитого двигателя,  то есть отключает топливоподачу (не выдаёт управляющий импульс на инжектора). После продувки надо дать отдохнуть аккумулятору 1 – 2 минуты и повторить попытку запуска двигателя. Если двигатель опять не завелся, но стартер крутит еще интенсивно, то  можно продолжить процесс, проделав следующие процедуры. Весело и энергично, чтобы не замерзнуть, выкрутить свечи зажигания. Приготовить необходимый инструмент (свечной ключ) и освоить процесс выкручивания свечей надо еще до наступления настоящих морозов. Если свечи залиты, то это видно сразу – бензин с них  чуть ли не капает. Лучше иметь запасной комплект надежных проверенных свечей, которые нужно будет вкрутить взамен залитых (мокрых). При отсутствии запасных свечей, можно попробовать восстановить работоспособность штатных, прогрев их в пламени газовой зажигалки. Еще лучше, если в комплекте машины есть газовый баллончик с компактной горелкой. Соблюдая правила пожарной безопасности, таким комплектом можно не только прокалить свечи, но и за несколько минут прогреть воздух в салоне автомобиля, чтобы согреться самому и продолжить эксперименты. Хорошо прогретые свечи надо энергично ввернуть на место и повторить попытку запуска двигателя. Если двигатель опять не завелся и уже чувствуется, что начинает садиться аккумулятор, то можно попытаться «прикурить» от другого аккумулятора. Для проведения такой процедуры надо иметь комплект специальных проводов для «прикуривания». Перед «прикуриванием» надо ещё раз вывернуть и прокалить (просушить) свечи.  Если «прикуривать» правильно от аккумулятора к аккумулятору, не путать полярность проводов, то вреда от этого не будет не работающей, не застывшей машине, так как стартер не сгорит (его трудно перегреть в сильный мороз) и электронная система автомобиля не выйдет из стоя из-за перенапряжения. Категорически запрещается использовать для заводки двигателя имеющиеся на многих автостоянках так называемые  «дурмашины»,представляющие из себя трансформатор с выпрямителем. Причин такой категоричности две:  

    1. Напряжение, выдаваемое «дурмашиной»  не 12-14 вольт, а возможно гораздо выше, чтобы можно было заводить дизельные автомобили с 24 В  системой.  Машины  не оснащённые сложными электронными системами, ещё выдерживают напряжение свыше 14 вольт, но сложная электроника при перенапряжении выйдет из стоя непременно. К примеру: ЭБУ двигателя, а/м Nissan сгорает при подключении напряжения 18 В. Ремонт или замена электронных блоков обойдётся очень дорого.

    2. В «дурмашине» очень часто «дури» столько, что можно сжечь любой стартер при любой температуре. К тому же при использовании этого аппарата часто путают полярность проводов, от чего сразу сгорают предохранительные ставки, выходят из строя сложная электроника.

    На некоторых цивилизованных автостоянках за отдельную плату могут подкатить на санках мощный аккумулятор с проводами. С его помощью можно попробовать завести замерзший двигатель. Опять же нельзя путать полярность проводов!

    Итак, если Вы нашли возможность еще покрутить стартером застывший двигатель при помощи дополнительного аккумулятора, не увлекайтесь! Долго и упорно крутить нельзя. Дело в том, что при прокрутке в стартовом режиме в цилиндры двигателя попадает топливо в увеличенных дозах. Это топливо не сгорает, стекает по стенкам цилиндров, смывая масляную плёнку. Далее, стекающее топливо через зазоры в поршневых кольцах просачивается в масляный картер, смешивается с моторным маслом. Всё это может сильно навредить двигателю. В автосервис зимой не редко «притаскивали» автомобили, которые владельцы очень долго, но безуспешно крутили стартером, пытаясь завести. По маслоуказательному щупу было видно, что уровень масла значительно выше максимума, то есть в масле очень много бензина. В таких случаях масло в двигателе надо обязательно менять, так как долго на такой смазке двигатель не проработает. Даже были случаи, что бензиновые пары взрывались в картеле двигателя.

          Но вернёмся к процессу заводки нашего автомобиля. Если после всех настойчивых попыток двигатель так и не завёлся на открытой стоянке, то придётся прекратить безуспешные попытки. Значит есть конкретная причина затруднённого запуска двигателя, которую надо найти и устранить.  Это надо будет сделать на СТО, где есть квалифицированные специалисты (диагносты).

         Однако можно попробовать завести замёрзший автомобиль, если умудриться закатить его в любое тёплое помещение. В тепле автомобиль надо отогреть в течении нескольких часов. Так же надо выкрутить и прокалить свечи, продуть двигатель прокруткой стартером, по возможности – подзарядить аккумулятор от зарядного устройства.  После этих процедур в тёплом помещении повторить попытку запуска двигателя. Возможно, что с первого раза двигатель не заведётся, так как  очень сильно залиты свечи зажигания.  Надо ещё и ещё раз их выкручивать, просушивать и  продувать двигатель прокруткой стартером, нажав до отказа педаль газа. (Примечание: опыт приходит с годами.)

    Если нет поблизости теплого помещения  и все попытки завести двигатель оказались безуспешными, то к этому надо отнестись спокойно: видимо такова конструктивная особенность этого автомобиля, так как он был сделан  для Северной Африки, но по чьей то воле попал на юг Западной Сибири. Сильный мороз простоит не долго, рано или поздно потеплеет до -24 С и выше. Наберитесь терпения – заведется ваш автомобиль.

       Сибиряки, как и все русские, не сдаются!

    Если все-таки надо завести машину именно сегодня, то придется транспортировать ее любым способом на СТО. Предварительно надо заручиться гарантией руководства СТО о том, что вашу машину примут, отогреют и заведут, продиагностируют и, возможно, устранят причины затрудненного пуска. Можно договориться с той же СТО, чтобы оставлять машину на ночь в тепле, пока не ослабеют морозы. А еще есть теплые автостоянки или другие отапливаемые помещения …

    Да, иногда приходится попотеть на морозе, чтобы завести замерзшего «железного коня».   Но если уж двигатель завелся  в лютый мороз, то он будет уверенно работать и даже развивать большую мощность, так как всасываемый двигателем холодный воздух более плотный, в нем больше кислорода  (в двигателе внутреннего сгорания горит не бензин, а смесь кислорода с бензином).  Работающий двигатель обеспечит тепло и комфорт в удобном салоне Вам и вашим спутникам. Не забудьте до наступления холодов проверить охлаждающую жидкость (тосол или антифриз), так как недостаточно морозостойкая жидкость может загустеть , отчего не будет греть отопитель  салона, замерзнут окна   и  т.д.                                                                      По своему опыту знаю, что больше всего трудностей  с запуском замерзшего двигателя возникает в начале зимы, когда ударят первые морозы. Преодолевая эти трудности, автомобилисты набираются опыта, решают возникшие проблемы  и, обычно к середине зимы, без особого труда заводят автомобиль в любые морозы.                                                                                        

    Надеюсь, уважаемые автолюбители, что мои рекомендации, основанные на многолетнем личном опыте, а не на слухах, домыслах и догадках, помогут Вам  избежать многих трудностей и ошибок, связанных с зимней эксплуатацией автомобиля

    Автор: Алексей Иванович Юрин 





    Комментарии пользователей ВКонтакте



    Комментарии пользователей FaceBook

    Комментарии
    08-12-2009 D'P
    И что, неужели поливание топливного тракта горячей водой дает ощутимые результаты без ощутимого вреда двигателю, особенно если последний не заведется?
    08-12-2009 sergey
    сегодня испытал на себе все что тут описано.помогло-замена свечей и отогретый аккумулятор. всем удачи на дорогах!!!
    08-12-2009 Алексей Юрин (автор)
    Отвечаю D`P:
    Даёт ощутимые результаты, если запускать двигатель так как написано в статье, то есть, отогревать водой впусконй (не топливный) тракт перед первой прокруткой стартером, а не после того, когда залиты свечи. Если машина всё-таки не заведётся, вода замёрзнет на двигателе, а потом оттает и стечёт вниз. Главное не залить элементы системы зажигания, ремни, троссики, генератор.
    12-12-2009 Павел
    Всё предельно понятно ! Один Вопрос:- как влияют запуски двигателя " на холодную" (-24 С и ниже) на моторесурс и состояние двигателя ? Спасибо.
    13-12-2009 Waps
    Знакомый моторист говорил, что по износу, 1 запуск зимой = 100 км пробега.
    14-12-2009 Алексей Юрин (автор)
    Запуск "на холодную" не принесет двигателю существенного вреда,если заводить двигатель правильно, не насиловать. В статье было сказано о негативном влиянии на двигатель поподания бензина в цилиндры и в масляный картер. Теоретически, может быть повышенный износ в узлах трения из-зазамедленной прокачки замерзшего масла. Однако, современный автомобиль предназначен для комфортной езды в любое время года без "экономии моторесурса". Если верить знакомому мотористу,то давайте подсчитаем: допустим,что за зиму заводим двигатель примерно 300 раз,тем самым уменьшая его "моторессурс" на 30000 км. Для современного двигателя это не так уж много.Интересно: кто,где, когда и как определил зависимость снижения пробега в 100 км от 1 "холодного" запуска? Однако, и на этот вопрос я постараюсь дать ответ в своей новой статье "Крестьянским умом",которая вскоре появится на сайте autowin.ru.
    14-12-2009 Павел
    Спасибо за ответ Алексей Иванович !
    ...с нетерпением ЖДУ вашу новую статью.....
    15-12-2009 Бывалый
    Все это способы испытал на себе...Не мог завести неделю БМВ...Искра отличная, топливо поступает, стартер крутит, схватывает, но не заводится...Хотел уже 33 шамнских танца с бубном вокруг машины танцевать:(( ИМХО всё дело оказалось в низкой компрессии..10 мл масла в каждый цилиндр и - о чудо!!!! - завелась с первого раза...
    15-12-2009 RS
    Ну дак всё правильно, в первой части этого труда я по компрессию и читал.
    15-12-2009 Алексей Юрин (автор)
    Бывалому. Спасибо за интересный отзыв. Прокомментирую ситуацию: двигатель ВМВ,скорее всего, в порядке и компрессия у него изначально нормальная. Видимо,первый неудачный запуск произошел в сильный мороз.Тогда залило свечи,но стартером крутили еще достаточно долго, бензин в большом количестве попадал в цилиндры и вымыл масло из-под компрессионных и маслосъёмных колец, при этом компрессия естественно понизилась до 4-5 атмосфер (проверено на практике). С такой компрессией двигатель не зевести и в теплую погоду. Но компрессию можно восстановить, если отключить топливоподачу и долго крутить двигатель стартером. При этом масло (не очень замерзшее) по смазочным каналам подойдет снизу и смажет кольца.Отключить топливоподачу проще всего, нажав до отказа педаль газа (включается режим продувки залитого двигателя).Можно залить по 10 мл масла в цилиндры (шприцом с трубочкой)через свечные отверстия.При этом в цилиндрах уже не должно быть бензина, т. к. смешавшись с маслом он зальет свечи основательно.Масло тоже может залить свечи.Поэтому его надо не перелить.Кроме чувства меры,здесь важны опыт,интуиция и везение. Здорово, что БМВ удачно завелся,но вероятно тогда,когда уже потеплело. Желаю всем удачи и творческих успехов!
    18-12-2009 Водяной
    Вопрос!
    Здравствуйте, вторую зиму первая моя машина стоит в гараже, воду не сливал, какой процент неудачи в таком случае? Минус в гараже присутствует, ждать оттепель или уже что-то предпринять или ... ?
    20-12-2009 Администратор
    Водяной, автор обязательно ответит на Ваш вопрос несколько похже.
    20-12-2009 Водяной
    Ну, я конечно подожду, только хотелось бы недолго.
    21-12-2009 Алексей Юрин (автор)
    Водяному. Если в системе охлаждения залита просто вода, то она, вероятнее всего, замерзла. Это надо проверить, заглянув в расширительный бачок или в заливную горловину. Замерзшая в лед вода может разорвать рубашку охлаждения блока цилиндров. В современные автомобили заливают,все-таки тосол или антифриз. Даже очень "жидкий" антифриз в лед не замерзнет , а просто загустеет, блок не разморозит.
    Неплохо попробовать завести машину и внимательно посмотреть - не потечет ли откуда охлаждающая жидкость (когда оттает). Если с машиной все нормально, то рекомендую долить в систему свежего тосола.Но, если система разморожена,то ... изготовить новый автомобиль на конвейере в 2,5 раза дешевле,чем ремонтировать старый.

    22-12-2009 Водяной
    Спасибо за ответ!
    Но мне хотелось бы услышать, есть ли смысл это делать сейчас, тоесть размораживать(замерзло все, я проверял), или все же дождаться оттепели? Да автомобиль - Таврия, 1994 г.в. и еще: каков примерно процент удачи или неудачи, или это не совсем корректная постановка вопроса?
    1 2 3


    Добавить комментарий
    Имя




    введите код с картинки