Renault Suzuki Hyundai volkswagen Авто с пробегом



    Главная / Автостатьи / Полезные автозаметки / Датчик неровной дороги. Что такое, как работает, как ломается?

    Все новости Autowin.ru  Добавить в Яндекс.Ленту  Добавить в Google Reader  Twitter  Мы ВКонтакте  Google +1  Facebook
    01-04-2010

    Датчик неровной дороги. Что такое, как работает, как ломается?

    Просмотреть все фото

    Датчик неровной дороги. Что такое, как работает, как ломается?

    Не так давно на наших ВАЗах, ГАЗах и даже УАЗах стали устанавливать датчик неровной дороги. Назначение, устройство и принцип действия ДНД вызывают интерес у многих автолюбителей. Информация об этом датчике в печатных СМИ и во «всемирной паутине» отрывочна, нередко противоречива, или просто взята «от фонаря».

    В этой статье постараюсь в простой и доступной форме дать наиболее полную и точную информацию о датчике неровной дороги. Начну с того, что во всем мире ужесточаются требования к «экологичности» автомобилей. С введением требований Евро-3 и Евро-4 на современных автомобилях стали применять диагностику пропусков зажигания. Эта обязательная функция заложена в программу электронного блока управления двигателем. Имея возможность диагностировать пропуски зажигания (воспламенения), стало возможным отключать неработающие цилиндры путем блокировки топливоподачи через инжектора соответствующих цилндров. При этом предотвращаются выбросы в атмосферу несгоревшего топлива, сохраняется ресурс дорогостоящих датчиков кислорода и катализатора. Ведь не сгоревшая в цилиндрах топливовоздушная смесь поступает в катализатор и процесс догорания происходит уже в нем. Естественно, что при этом катализатор перегревается и, даже, спекается (разрушается). Кислородные датчики тоже отравляются и перестают правильно корректировать состав смеси, что ведет к перерасходу топлива, ухудшению мощностных характеристик двигателя, увеличению вредных выбросов в атмосферу. Диагностика пропусков зажигания построена на принципе измерения равномерности вращения коленвала по сигналам с датчика положения коленвала ( ДПКВ ). При проблемах сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя, равномерность вращения коленвала нарушается. Думаю, что большинство автолюбителей знают, как двигатель иногда неожиданно, или даже периодически, вздрагивает в результате отдельных пропусков воспламенения. Электронный блок управления, имея информацию об угле положения коленвала, без труда вычисляет проблемные цилиндры. После того, как вычислен не работающий цилиндр, отключается инжектор, подающий в него топливо, зажигается лампочка неисправности. Причинами таких неисправностей могут быть: отвратительного качества топливо (наиболее вероятная причина), неисправности в системе зажигания (свечи, катушки), слишком бедная или богатая смесь, недостаточная компрессия и др. На автомобилях комплектации по стандартам Евро-3 и Евро-4 дополнительно к системе детектирования пропусков зажигания добавляется датчик неровной дороги. Он является единственным датчиком в системе, который не оказывает прямого влияния на процесс управления двигателем. ДНД выполняет чисто защитную функцию: при движении по неровной дороге по его сигналам контроллер может на время прервать распознавание пропусков зажигания с отключением проблемных цилиндров.  Рассмотрим этот момент более подробно. Согласно экологическим нормам Евро -3, Евро-4 и выше, бортовая диагностика автомобиля в комплектации Евро-3  должна распознавать пропуски воспламенения, которые могут привести к превышению вредных выбросов в атмосферу. Требования  жесткие. Такое превышение возникает, если в среднем на сто рабочих циклов двигателя будет приходиться три – четыре цикла невоспламенения рабочей смеси. Из этого следует, что бортовая диагностика должна быть очень чувствительной, чтобы обнаруживать каждый пропуск воспламенения. В современных системах управления  двигателам определение пропусков воспламенения основано на расчете неравномерности вращения коленвала по сигналу ДПКВ. При отсутствии сгорания в цилиндре время движения поршня от ВМТ к НМТ увеличивается (по сравнению с предыдущим полуоборотом коленвала). Если контроллер определяет значительное замедление поршня в одном из цилиндров, он классифицирует это как пропуск воспламенения. Так как коленвал через трансмиссию жестко связан с колесом, то все биения колеса (замедление — ускорение вращения) при движении по кочкам передаются на коленвал. Из-за этого на неровной дороге резко повышается вероятность ложного распознавания пропусков воспламенения.  Итак, при движении по кочкам и ухабам, датчик неровной дороги выдает в ЭБУ соответствующий сигнал для предотвращения ложного детектирования пропусков зажигания. Все логично и не так уж сложно. Есть и гораздо более сложные системы. В борьбе за «экологию» автопроизводители постоянно придумывают самые невероятные и мудреные системы. Скоро автомобиль будет «экологичнее» педального велосипеда.        

    Все вышеизложенное – общая информация о датчике неровной дороги. Думаю, что она была интересна всем автомобилистам: от опытных профессионалов до милых, симпатичных блондинок, недавно получивших водительские права. Далее – информация для специалистов автосервиса и больших любителей ремонтировать свой автомобиль самостоятельно.                                                                                              

    ДНД представляет собой акселерометр, принцип его работы основан на пьезоэффекте и аналогичен принципу работы датчика детонации. Датчик устанавливается в подкапотном пространстве на кузове автомобиля и регистрирует колебания кузова в вертикальной плоскости. Точнее, в датчике происходит преобразование  ускорений, возникающих при движении по неровным дорогам в пропорциональный сигнал напряжения постоянного тока.По амплитуде сигнала ДНД контроллер определяет моменты, когда автомобиль движется по неровной дороге, и на это время запрещает распознавание пропусков воспламенения. Как уже было сказано выше, ДНД  жестко закреплен на кузове или на специальном кронштейне в подкапотном пространстве, обычно, в районе правой передней стойки. Обнаружить его не трудно, он на виду. Через  3-выводной разъем он подключен к системе управления двигателем. Снять и установить датчик совсем не трудно. Труднее его продиагностировать. ДНД – изделие достаточно надежное. Я  в своей практике еще ни разу не встречал конкретно неисправного ДНД,  Мои  уважаемые коллеги диагносты тоже ни разу не жаловались на проблемы с этим датчиком.  Это же хорошо! Но если вдруг все-таки проблемы возникнут, то контроллер зажжет лампочку неисправности при наличии следующих кодов ошибок:P1606  - цепь датчика неровной дороги, выход сигнала из допустимого диапазона. Р1616 – цепь датчика неровной дороги, низкий уровень сигнала. Р1617 – цепь датчика неровной дороги, высокий уровень сигнала.                                            

    Естественно, что сначала надо будет проверить разъем и цепь (проводку)  датчика, недежность соединения и целостность элементов. Далее провести проверку конкретно по каждому проводу  (на примере Лады Калины с контроллером М7.9.7.   По другим а/м – аналогично):                                                                      

    1-й  контакт разъема, серо-белый провод  идет на 32-й контакт 81-пинового коннектора ЭБУ.  Это напряжение питания датчика. На контакт подается стабилизированное напряжение 5 В. Его не трудно проверить при помощи мультиметра.                                  

    2-контакт разъема, зеленый провод идет на 17-й контакт ЭБУ. Вход логического заземления. Должен «прозваниваться» с массой автомобиля. Примечание: по питанию и массе ДНД подключен параллельно ДПДЗ.

    3-ий контакт резъема, серо-голубой сигнальный провод идет на 42-контакт ЭБУ. При помощи мультиметра проверить целостность цепи и отсутствие замыкания на массу. Если здесь дефект не обнаружен и ошибка после «стирания» ее сканером возникает вновь, то, возможно, что неисправен сам датчик. Сначала надо попробовать заменить датчик на такой же, заведомо исправный, например, с другой машины. Надо учитывать, что ошибка может «высветиться» не сразу; желательно совершить пробную поездку. Разобрать датчик можно, но только при помощи молотка. ДНД – изделие не ремонтируемое. Неисправный датчик пртдется заменить. Новый датчик стоит около 25 $. Но не в каждом магазине автозапчастей его можно приобрести, многие продавцы даже не слышали о таком датчике. Может быть это к лучшему. В течение гарантийного срока датчик обязаны заменить по гарантии.  Изготовитель гарантирует год безотказной работы датчика. Производят ДНД  в трех ОАО в Калуге и в ЗАО «ГЕАТЕХ» в подмосковном Зеленограде.

    Технические характеристики датчика следующие:

    • Номинальное напряжение питания датчика 5 В.

    • Ток потребления не более 20 мА.

    • Диапазон рабочих температур от минус 40 до плюс 105 градусов.

    • Диапазон давлений окружающей среды от 84 до 106,7 кПа (630 - 800 мм рт. ст.).

    • Выходное сопротивление датчика не более 300 Ом.

    • Диапазон измеряемого ускорения от плюс 49,05 (ускорение, направленное вверх) до минус 49,05 м/с2 (ускорение, направленное вниз).                                                                                                      

    При помощи специального сканера (ДСТ-2М или МТ-10 СО) можно проверить АЦП сигнала датчика как параметр BSMW в виде ускорения g. Но это уже в самом крайнем случае.

    Надеюсь, что ДНД не будет проблемой для владельцев автомобилей, оборудованных системой детектирования пропусков зажигания.

    Алексей Юрин





    Комментарии пользователей ВКонтакте



    Комментарии пользователей FaceBook

    Комментарии
    11-04-2010 Andrey
    Я тоже хочу поставить себе на Ваз 2115 такой датчик. Можно ли это сделать?
    13-04-2010 Макс
    Наконец то узнал, что это за датчик и зачем он нужен. Все очень подробно и понятно, спасибо автору.
    14-04-2010 Richard LS
    Неужели эти ДНД совсем не ломаются, на наших машинах постоянно надо что нибудь менять. А если все-таки сломается, то можно его вообще не мменять?
    16-04-2010 Alex
    Видел такой датчик в магазине, стоит 900 руб. На моей Калине есть такой. Хорошо что они не ломаются так быстро, не придется покупать, деньги палить еще за наши дороги.
    20-04-2010 Vladislav
    Что будет, если отключить вообще этот датчик?
    20-04-2010 Алексей Юрин (автор)
    Не надо отключать датчик неровной дороги, он нисколько не мешает работать двигателю. Датчики надежны, выходят из строя крайне редко. Недавно разговаривал со знакомым продавцом из магазина автозапчастей, который сказал, что за последние 10 месяцев у них не купили ни одного ДНД.Если все-таки отключить этот датчик (снять разъем), то загорится лампочка неисправности на приборной панели и возможно неправильное детектирование пропусков зажигания.
    25-04-2010 Владимир Иннокентьевич
    Я собираюсь купить Ладу Калину. Смотрел в автосалоне разные модели. Видел машины с этим датчиком и без него. Какую машину выбрать? Подскажите пожалуйста.
    29-04-2010 Vasya na Priore
    Я нашел этот датчик на своей Priore. Если он навернется, то где его купить? В 2-х магазинах спрашивал, но там даже не знают о таком. Надо этим продавцам прочитать статью про датчик неровной дороги.Вообще, спасибо за информацию.
    29-04-2010 RS
    Vasya na Priore, не переживайте. У дилера можно заказать у официального наверняка.
    07-05-2010 Сергей Александрович
    Дороги в России - наша беда. Экология - здоровье наше и наших детей. На моем стареньком Жигуленке нет датчика неровной дороги. Но я очень рад, что наши автопроизводители начали выпускать более экологически чистые автомобили. Очень нужный датчик! Спасибо за интересную статью.
    11-05-2010 Олег 111
    Осенью 2006 купил 111.Летом 2007 во время поездки на юг загорелась лампочка неисправности.Диагностика в ближайшем автосервисе показала наличие в моем авто ДНД.Бортовой компютор с тех пор систематически выдает код 1606.Двигатель работает не ровно.Иногда детонация настолько сильная,что кажется если отпущу педаль тормоза то машина сама допрыгает до места назначения.Замена свечей,в.в.проводов,РХХ,Модульного блока,датчика детонации,промывка инжектора,успокоили двигатель до первой ямки.Неужели вся проблема в ДНД?Я ездил к дилерам,ответили,что за последние три года я первый кто спрашивает ДНД и поэтому в наличии их нет.А если с этим вопросом зайти в магазин то реакция продавцов просто пугает и сразу хочется глянуть в зеркало на предмет наличия надписи на моем лбу типа "ДУРАК".Что мне делать?Ехать за датчиком на завод,или прокладку между рулем и сиденьем заменить?
    19-05-2010 Алексей Юрин (автор)
    Олег! Вашу машину надо продиагностировать и отремонтировать на хорошей (не обязательно дилерской) СТО.Думаю, что это сделать будет не сложно. Если диагностика покажет, что неисправен ДНД, то приобрести и заменить этот датчик не сложно. В автомагазинах датчики появились по 800 руб. за штуку.
    19-05-2010 Олег 111
    За последние две недели я побывал на ШЕСТИ СТО вразных районах города и диагностика на всех СТО показала только 1606,а рядом надпись на английском и обалдевшие глаза "профессора" типа я ничего не понимаю.Вообще никто не смог даже определить какой блок управления у меня стоит.Я всем показывал разшифровку кода на своем бортовом компюторе,на что почти каждый ответил"компютор не правильно переводит"и скидывают клему с АКБ,т.к.своими "кулькуляторами"даже обнулить не могут,не забывая тем временем смеясь сказать,что не может на ЖИГУЛЯХ быть такого датчика,тем более 2006г.в.Чтобы хоть как-то умыть деятелей,я распечатал Вашу статью заламенировал и на выходных развез на каждое СТО где я был.Отдавал в администрацию СТО с попутными пожеланиями.Вчера заехал по пути к одним из них.Ваша статья на видном месте.Может чему научатся.
    20-05-2010 Максим
    Прикольно, блин.
    Олег 111, а может напишешь, где такие умники трудятся, чтоб случайно не заехать. Я из Новосиба.
    20-05-2010 Олег 111
    Ну надеюсь в Новосибирске с этим делом лучше чем в Петербурге.
    1 2 3


    Добавить комментарий
    Имя




    введите код с картинки